WordPress

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 1
Предлагаем прочитать статью на тему : "Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной" подготовленную опытными специалистами. Если у вас возникнут в процессе чтения вопросы, то задавайте их дежурному консультанту.

Экспедиторская расписка

Оформление экспедиторской расписки происходит в случаях привлечения предприятием сторонней транспортировочной компании для перевозки товарно-материальных ценностей. Данный документ входит в обязательный комплект экспедиторских документов и является приложением к договору между грузоотправителем или грузополучателем и транспортной организацией. Он относится к первичной документации и поэтому к его составлению необходимо относится внимательно, соблюдая все установленные для подобного рода бумаг нормы и требования.

Зачем нужен данный документ

Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным. Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п. Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.

Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.

Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.

Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.

Как составить экспедиторскую расписку

На сегодняшний день экспедиторская расписка не имеет строго установленного образца, поэтому она может составляться в произвольной форме или на основе разработанного внутри предприятия шаблона (который должен быть утвержден в учетной политике фирмы). Некоторый организации по старинке предпочитают использовать ранее обязательный к применению бланк документа, поскольку он содержит в себе все необходимые сведения.

В расписку должна быть включена информация о:

  • предприятии-грузоотправителе,
  • получателе груза,
  • персональные данные экспедитора (его фамилия-имя-отчество),
  • дата и номер составления документа,
  • некоторые сведения о грузе (вес, упаковка, количество занимаемых мест, и т.п. параметры).

Расписка практически аналогична другому транспортному документу, сопровождающему груз – поручению экспедитору.

Ошибки, а уж тем более недостоверные или заведомо ложные сведения допускать в документе нельзя, поскольку впоследствии при некоторых обстоятельствах, он может стать юридически значимым документом, востребованным в судебной инстанции. Если случилось оказия и некоторая неточность все же была допущена, лучше не исправлять ее, а создать новый документ.

Как оформить экспедиторскую расписку

Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.

Расписка составляется в двух экземплярах:

  • один из которых передается на руки клиенту компании,
  • а второй остается у экспедитора.

В некоторых случаях при необходимости могут быть сделаны дополнительные копии, которые также должны быть подписаны экспедитором. Следует отметить то, что после того, как груз будет доставлен до адресата, расписка не возвращается экспедитору, а остается на руках клиента (для такого рода бумаг есть даже специальный термин «необоротный документ»).

Образец составления экспедиторской расписки

  1. Вначале указывается дата написания расписки (она должна соответствовать непосредственно дате приема груза).
  2. Далее документу присваивается номер (по внутреннему документообороту транспортной компании).
  3. После этого в бланк вписываются сведения о грузоотправителе:
    • его полное наименование,
    • точный фактический адрес (по которому должен быть доставлен товар),
    • телефон.
  4. Затем аналогичным образом вносятся сведения о грузополучателе.

Персональная информация об экспедиторе может включать в себя только его фамилию и инициалы, но при необходимости в документ можно вписать и его паспортные данные.

[3]

  • Следующее, что нужно внести в бланк:
    • страну происхождения груза,
    • его опознавательный номер или многозначный товарный код (в целях предъявления при различного рода транспортных досмотрах),
    • сведения о маркировке (проще говоря, правилах и условиях перевозки товара – обычно указывается в виде символов, голографических значков и иных коротких обозначений прямо на упаковке).
  • Ниже следует указать вид упаковки (картонная коробка, мешок, бочка, банки и т.п.), а также количество занимаемых мест.
  • Затем в расписке пишется вес груза брутто и нетто (т.е. с упаковкой и без) и вносятся сведения об объеме, размере груза и его полной стоимости (в соответствии с платежками).
  • В «Условиях» прописываются обязательства экспедитора по обеспечению сохранности груза в момент транспортировки. В случае каких-либо дополнительных данных они вносятся в последнюю строку «Особые условия», но только при взаимном согласии сторон.

  • В завершение расписка должна быть подписана экспедитором (обязательно с расшифровкой автографа). Заверять печатью расписку не обязательно.
  • http://assistentus.ru/forma/ekspeditorskaya-raspiska/

    Обязательна ли экспедиторская расписка?

    Экспедиторская расписка — один из документов, имеющих значение при заключении договора о транспортно-экспедиционных услугах. Рассмотрим особенности ее применения и правила оформления.

    Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной?

    Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст. 801 ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:

    • организации перевозки;
    • заключению договора (или договоров) перевозки;
    • обеспечению отправки и получения груза;
    • иным вопросам, относящимся к процессу перевозки.

    То есть выполняемые по подобному договору услуги не всегда предполагают передачу груза экспедитору. Но если такая передача происходит, то экспедиторскую расписку оформить нужно непременно. Именно в этом случае экспедиторская расписка становится документом, обязательным для транспортно-экспедиционного договора и для возможности учета расходов по этому договору при расчете базы по прибыли (письма Минфина России от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 и от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

    При этом правила деятельности в области транспортной экспедиции (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) допускают возможность оформления вместо экспедиторской расписки иного документа (п. 6).Однако распиской нельзя заменить транспортную накладную, которая представляет собой документ, в безусловном порядке сопровождающий договор перевозки (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Если договор на перевозку будет заключать экспедитор, то ему придется оформлять и транспортную накладную. Если перевозку груза осуществит он сам, то составлять транспортную накладную не потребуется.

    О том, какие еще документы являются подтверждающими для расходов по доставке, читайте в статье «Подтверждение транспортных расходов — какими документами?».

    Как выглядит форма экспедиторской расписки 2016-2017 годов, где скачать ее бланк и образец заполнения?

    Экспедиторская расписка имеет законодательно утвержденную форму, приведенную в приказе Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Этот же документ содержит описание порядка заполнения экспедиторской расписки.

    Оформляет ее экспедитор в письменном виде в момент приемки груза на основании данных, предоставленных клиентом. Действие расписки прекращается в момент завершения доставки груза по оговоренному адресу.

    Бланк экспедиторской расписки можно скачать на нашем сайте.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 3

    На нашем же сайте можно увидеть и образец экспедиторской расписки, составленный по законодательно утвержденной форме.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 4

    О том, как может быть оформлен путевой лист автотранспорта, доставляющего груз, читайте в материале «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)».

    Каким может быть номер документа (на примере того, как заполняют экспедиторскую расписку ТК «КИТ» и «Деловые линии»)?

    Оказанием экспедиторских услуг в РФ занимается множество транспортных компаний. И каждая из них, беря за основу ту информацию, наличие которой предусмотрено законодательно утвержденной формой экспедиторской расписки, создает свой уникальный бланк этого документа.

    [1]

    Уникальными оказываются и системы применяемой нумерации. Так, например, транспортная компания «КИТ» в номере экспедиторской расписки шифрует названия пунктов назначения и отправления.

    А ООО «Деловые линии» взамен экспедиторской расписки оформляет содержащую аналогичные данные накладную, оговаривая в текстах разработанных в этой компании шаблонов транспортно-экспедиционных договоров применение именно этого документа.

    Итоги

    Экспедиторская расписка составляется в том случае, когда происходит фактическая передача груза экспедитору. Допускается замена ее документом другой формы, содержащим обязательные для расписки реквизиты.

    http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/obyazatelna_li_ekspeditorskaya_raspiska/

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 5

    Похожие публикации

    Первичный документ по договору транспортной экспедиции — экспедиторская расписка. Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), она подтверждает получение экспедитором груза для дальнейшей перевозки. При заключении договора перевозки оформляется транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ). Могут ли эти документы заменять друг друга: применима ли транспортная накладная, как экспедиторская расписка и наоборот? Об этом наша статья.

    Транспортная накладная

    Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).

    Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется

    Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).

    Экспедитор не составляет транспортную накладную — этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.

    Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.

    В то же время, транспортная накладная, как экспедиторская расписка тоже применяться не может: расписка является обязательной частью договора транспортной экспедиции, подтверждая, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки, то есть, обойтись без нее не получится. Кроме того, правильное документальное оформление процесса перевозки необходимо и для налогового учета — без экспедиторской расписки налоговики могут отказать налогоплательщику в признании его транспортно-экспедиционных расходов (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

    http://spmag.ru/articles/ekspeditorskaya-raspiska-vmesto-transportnoy-nakladnoy

    Экспедиторская расписка: для чего нужна и как ее оформить?

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 7

    Услуги грузоперевозок считаются достаточно популярными, но для их оказания компании должны грамотно составлять разную транспортную документацию. Если она будет отсутствовать, то это может стать основанием для возникновения проблем с работниками ГИБДД или сотрудниками налоговой инспекции. Все услуги, предполагающие перевозку грузов, являются транспортно-экспедиторскими. Для их оказания требуется между клиентом, представленным получателем или отправителем груза, и экспедитором заключить договор экспедиции, для чего учитываются требования ст. 801 ГК. К нему обязательно прикладывается экспедиторская расписка, содержащая сведения о перевозимых товарах. Каждый участник такого соглашения должен разбираться, для чего нужна экспедиторская расписка, как она составляется, кем подписывается, а также какие сведения содержит.

    Понятие документа

    Экспедиторская расписка представлена документацией, формируемой при передаче груза клиентом экспедитору. Часто задаются граждане вопросом, нужна ли экспедиторская расписка. Она является обязательной для оформления, так как выступает непременной частью договора перевозки груза.

    Заполняется документация непосредственным экспедитором, но при этом на ней должна иметься подпись отправителя. Для чего нужна экспедиторская расписка? Она выступает доказательством того, что экспедитор действительно принял груз, поэтому обязан только перевезти его в назначенное место в установленный срок.

    Дополнительно этот документ служит в качестве доказательства того, что экспедитор на определенный период времени выступает владельцем транспортируемого груза. Именно он должен заботиться о том, чтобы никакие обстоятельства не могли негативно сказаться на целостности перевозимых предметов. Экспедитор несет ответственность за груз, поэтому если он будет поврежден, то специалисту придется покрывать ущерб, нанесенный заказчику.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 8

    Виды экспедиторских документов

    В п. 5 Правил экспедиторской деятельности, которые были утверждены ПП № 554, перечисляются все документы, которые должны иметься у экспедитора. К ним относится:

    • непосредственная экспедиторская расписка;
    • поручение, предназначенное для экспедитора и составленное отправителем груза;
    • складская расписка.

    Для чего нужна экспедиторская расписка? Именно за счет нее перевозчик груза может подтвердить, что он получил конкретные товары от клиента. После транспортировки предметов он перестает отвечать за них.

    Обязательно ли ее составлять?

    При формировании договора транспортной экспедиции в обязательном порядке необходимо прикладывать к нему дополнительную документацию. Часто у участников сделки возникает вопрос, нужна ли экспедиторская расписка. Она является непременным документом, составляемым в письменном виде и подписываемым обеими сторонами процесса.

    Если будет отсутствовать данный документ, то возникнут сложности с учетом расходов на транспортировку. Это приведет к невозможности правильного расчета налога на прибыль.

    В п. 6 Правил указывается, что вместо экспедиторской расписки могут применяться другие документы, которые при этом подтверждают принятие и перевозку конкретного груза. Данные бумаги обязательно составляются в письменном виде и включают список всех товаров, которые перевозятся экспедитором. В договоре, составленном между двумя сторонами сделки, должно указываться, какие дополнительные документы прикладываются к соглашению.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 9

    Кто оформляет?

    Заполнение экспедиторской расписки считается несложным процессом, причем заниматься им должен сам экспедитор. Специалист может обращаться к клиенту за получением дополнительных сведений о перевозимых грузах.

    Выдается она клиенту после того, как будет принят весь груз. Именно на основании этого документа у экспедитора появляется право владения грузом до окончания его транспортировки. Поэтому транспортная накладная и экспедиторская расписка – это важнейшие документы для любого перевозчика. На основании этой документации обеспечивается правильное ведение бухгалтерского учета в любой компании.

    Может ли расписка применяться вместо накладной?

    Нередко у граждан возникает вопрос о необходимости накладной при наличии расписки. К особенностям составления разных документов относится:

    • если участником договора выступает экспедитором, то его транспортные расходы подтверждаются соответствующими экспедиторскими документами;
    • экспедитору не требуется оформление транспортной накладной, но она является обязательным документом для перевозчика, который часто привлекается для непосредственной транспортировки груза;
    • эти документы являются совершенно разными и не могут заменять друг друга.

    Если экспедитор самостоятельно занимается перевозкой, поэтому не привлекается им сторонний перевозчик, то ему не требуется накладная, поэтому достаточно только расписки. Отследить груз по экспедиторской расписке заказчик может таким же образом, как и по другим транспортным документам.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 10

    Как правильно оформляется?

    Важно не только разобраться в том, для чего нужна экспедиторская расписка, но и как правильно ее составить, чтобы она действительно применялась в качестве официальной документации. При формировании данного документа учитываются правила:

    • обязательно фиксируется дата, когда составляется расписка;
    • прописывается номерной знак документа;
    • указываются сведения об отправителе груза и о получателе;
    • перечисляются другие лица, которые участвуют в процессе транспортировки груза;
    • вписываются сведения о непосредственном экспедиторе, который ответственен за груз в процессе его перевозки.

    Все участники процесса могут быть как физлицами, так и разными компаниями. Если участником выступает организация, то фиксируется в расписке ее наименование, а также контактные данные. Если стороной сделки выступает физлицо, то требуется прописать Ф. И. О. гражданина, его телефон и паспортные данные.

    Вид и содержание документа

    Отсутствует какая-либо строгая форма экспедиторской расписки, поэтому документация может составляться на стандартном листе А4 или на фирменном бланке транспортной организации. Для этого может использоваться печатный вариант или рукописный.

    Образец заполнения экспедиторской расписки располагается ниже.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 11

    Обязательно включается в документ подпись экспедитора, что подтверждает, что все внесенные в документ сведения являются достоверными, а также специалист действительно принял на хранение груз. Формируется расписка исключительно в двух экземплярах, так как один остается у клиента организации, а другой передается непосредственно экспедитору.

    При необходимости могут делаться дополнительные копии, которые при этом обязательно подписываются экспедитором. Без его подписи они считаются недействительными. Как только груз будет доставлен по адресу назначения, расписка от клиента не возвращается экспедитору, а остается у отправителя. Поэтому документ является необоротным.

    Порядок заполнения документации

    Оформление экспедиторской расписки считается простым процессом. Для этого достаточно только вписывать последовательно определенные сведения. Поэтому рекомендуется пользоваться следующим алгоритмом:

    Не требуется заверять документ печатью организации. Пример экспедиторской расписки располагается ниже.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 12

    Другие нюансы

    Расписка не представлена оборотным документом, поэтому клиент компании не должен возвращать ее экспедитору после того, как он выполнит свои обязательства по имеющемуся соглашению.

    Не допускается наличие ошибок в документе, а также не разрешаются исправления. Если во время составления документации экспедитор совершает ошибку, то ему требуется просто заново начать составлять расписку. Большинство полей в этом документе предназначаются непосредственно для описания груза, что позволяет легко его идентифицировать. Это необходимо не только для самого экспедитора, но и для автоинспекторов, которые могут остановить грузовой автомобиль для проверки. Они обычно изучают информацию, которую содержат накладные и экспедиторская расписка. В этих документах данные должны быть идентичными.

    К другим экспедиторским документам относится складская расписка и поручение, сформированное непосредственно для экспедитора. На основании этих бумаг экспедитор берет на себя обязанность не только по транспортировке груза, но и по его защите, чтобы он во время перевозки оставался в целостности. Именно за эти услуги предназначается гонорар специалисту.

    При необходимости исполнитель может привлекать для выполнения задачи сторонние организации. Наиболее часто для этого используются услуги перевозчика.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 14

    Можно ли отследить груз?

    Еще одним уникальным предназначением расписки выступает возможность для заказчика отслеживать, где именно находится его груз. Для этого можно пользоваться разными сервисами, располагающимися в интернете.

    Отслеживание груза по экспедиторской расписке считается простым процессом, так как достаточно в выбранном сервисе ввести номер документа и груза, а также номер заявки. На основании введенной информации клиент сможет понять, где именно находится его груз, а также как быстро будут выполнены экспедитором условия договора.

    Советы юристов

    Экспедиторская расписка считается важным документом не только для самого заказчика, но и для непосредственного экспедитора. Это обусловлено тем, что документ применяется в налоговом учете для расчета расходов, понесенных специалистом во время перевозки груза. Поэтому составлять его надо аккуратно, с учетом многочисленных требований и без ошибок. Если будут выявлены разные помарки или неточности, то это может стать основанием для того, чтобы работники ФНС отказались применять ее для уменьшения налоговой базы.

    Расписка содержит данные только о сторонах соглашения и грузе. В ней отсутствует информация о периоде транспортировки груза. Поэтому дополнительно надо отдельно выставлять и оплачивать счет на оплату. Экспедитор должен позаботиться и о формировании транспортной накладной.

    Весь пакет документов требуется не только непосредственному исполнителю, но и заказчику. Это позволит без сложностей заниматься расчетами налогов и ведением бухгалтерского учета.

    Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной - картинка 15

    Заключение

    Экспедиторская расписка считается важным документом для всех организаций и частных лиц, специализирующихся на перевозке грузов. Именно на основании нее передается ответственность за конкретные товары экспедитору.

    К заполнению и оформлению такой расписки требуется подходить ответственно. В ней должны содержаться исключительно достоверные и точные сведения. Это позволит в будущем при возникновении каких-либо непредвиденных случаев подтвердить, что груз был принят и доставлен конкретной транспортной компанией к месту назначения.

    http://businessman.ru/ekspeditorskaya-raspiska-dlya-chego-nujna-i-kak-ee-oformit.html

    Обязательно ли наличие экспедиторских документов для признания расходов?

    Приказом Минтранса от 11.02.2008 N 23 утверждены формы экспедиторских документов. Поручение экспедитору и расписка содержат множество сведений, таких как код товара и страна происхождения, не имеющих отношения к внутрироссийским перевозкам. Каковы последствия, если эти графы не заполнять? Какова позиция налоговых органов относительно необходимости экспедиторских документов для целей налогового учета?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Экспедиторские документы не являются исключительными документами, дающими право налогоплательщику на признание соответствующих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    Ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

    Считаем, для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей налогообложения прибыли в общем случае достаточно акта оказанных услуг, если он содержит всю необходимую информацию об оказанных экспедиторских услугах.

    При этом свою позицию в споре с налоговыми органами в случае ненадлежащего оформления первичных документов по оказанию экспедиторских услуг организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

    Обоснование вывода:

    Одним из обязательных условий признания расходов для целей формирования налогооблагаемой прибыли является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

    При этом нормы главы 25 НК РФ не содержат конкретного перечня документов, необходимых и достаточных для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции.

    Из ст. 313 НК РФ следует, что подтверждением данных налогового учета являются первичные документы.

    Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

    Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

    В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

    Согласно информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например кассовые документы) (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971).

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что факт оказания экспедиторских услуг может быть подтвержден любым документом, отвечающим требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, например актом.

    Отношения между экспедитором и клиентом регулируются главой 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее — Правила).

    Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 87-ФЗ экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

    В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

    Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

    В силу п. 2 ст. 801 ГК РФ правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

    Статьей 805 ГК РФ предусмотрено, что, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

    При этом согласно п. 2 ст. 5 Закона N 87-ФЗ клиент обязан уплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить понесенные им в интересах клиента расходы.

    Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные Законом N 87-ФЗ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, принятыми в соответствии с ГК РФ, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом) (п. 1 ст. 1 Закона N 87-ФЗ).

    Пункт 4 ст. 4 Закона N 87-ФЗ устанавливает обязанность экспедитора при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

    Перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг и порядок оказания экспедиционных услуг определяются Правилами (ст. 2 Закона N 87-ФЗ).

    На основании п.п. 5 и 7 Правил неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы. Такими документами являются:

    — поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

    — экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

    — складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

    Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 (далее — Порядок).

    При этом в соответствии с п. 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

    Между тем Порядок предъявляет ряд требований к экспедиторским документам. Например, согласно п.п. 15 и 25 Порядка бланки «Поручение экспедитору» и «Экспедиторская расписка» должны содержать определенный перечень реквизитов из 22 и 16 строк соответственно. Заполнение строк, в которых предусматривается информация об участниках (сторонах) таких документов, является обязательным (п.п. 16, 26 Правил). В зависимости от характера (свойств) груза заполняются соответствующие строки, касающиеся информации о грузе (п.п. 17, 27 Правил).

    Таким образом, указанные выше экспедиторские документы подтверждают заключение договора транспортной экспедиции и не являются первичными учетными документами. Соответственно, ненадлежащим образом заполненные экспедиторские документы, и даже полное их отсутствие, не препятствует признанию в целях налогообложения прибыли расходов по экспедированию груза.

    К сожалению, по данному вопросу нам не удалось найти каких-либо разъяснений контролирующих органов.

    Что же касается арбитражной практики, суды, рассматривая вопросы о правомерности учета расходов на транспортно-экспедиционные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль, прежде всего исходят из доказательств реальности заключения и исполнения договоров транспортной экспедиции.

    Например, как указал ФАС Центрального округа в постановлении от 26.03.2012 N Ф10-366/12 по делу N А08-1409/2011 со ссылкой на положения п.п. 5, 12 Правил, неисполнение экспедитором обязанности по выдаче клиенту экспедиторского документа само по себе не опровергает факта принятия груза экспедитором. С учетом положений названных норм суд пришел к выводу о том, что отсутствие экспедиторской расписки не может служить обстоятельством, исключающим возможность установления факта действительного исполнения договора транспортной экспедиции, при наличии других достоверно свидетельствующих об этом доказательств.

    В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 N 05АП-1134/11 судом также указано: то обстоятельство, что у налогоплательщика отсутствуют поручения экспедитору, оформленные в соответствии с п. 5 Правил, квитанции о приёме груза, документы о получении груза клиентами, железнодорожные накладные, само по себе при наличии других доказательств не свидетельствует о том, что услуга не была отказана. Вместе с тем отметим, что в рассматриваемом случае все необходимые сведения, отражаемые в поручении экспедитору, квитанциях о приёме груза, были отражены сторонами в товарно-транспортных накладных.

    На необходимость подтверждения реальности заключения и исполнения договора транспортной экспедиции указано также в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2011 N 07АП-10911/10. В частности, суд исходил из того, что сами по себе акты выполненных работ без соответствующих экспедиторских документов, заявки клиента и (или) транспортной накладной, содержащих сведения о характере груза и субъектах, вступивших в правоотношение по его перевозке (хранению), не могут служить достаточным документальным подтверждением отраженных в них операций.

    Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.12.2008 N 05АП-1955/2008 отметил, что непредставление налогоплательщиком товаросопроводительных документов, подтверждающих факт перевозки товаров, не может являться основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость, поскольку Общество представило документы, подтверждающие его оплату, получение и оприходование.

    Таким образом, в большинстве случаев судебная практика сводится к тому, что факт отсутствия транспортных документов, подтверждающих доставку товара, сам по себе не может являться основанием для отказа принятия расходов в целях налогового учета или предоставлении налогового вычета по НДС. Значимость данного факта необходимо оценивать с учетом конкретных обстоятельств доставки товара. На это указали и высшие судьи — например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 8835/10 по делу N А63-10110/2009-С4-9.

    А вот в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 N Ф07-1242/12 по делу N А05-5441/2011 суд поддержал выводы нижестоящих судебных инстанций о том, что представленные налогоплательщиком в подтверждение факта оказания услуг договоры и акты выполненных услуг не содержат необходимой информации о перевозке груза, а потому не могут восполнить отсутствие экспедиторских расписок и товарно-транспортных накладных. То есть из этого можно сделать обратный вывод о том, что если в актах выполненных услуг содержатся все необходимые данные, в частности, предусмотренные п.п. 15 и 25 Порядка, этих документов достаточно для документального подтверждения понесенных расходов.

    В постановлении от 17.12.2009 N Ф04-7728/2009 по делу N А45-9446/2009 ФАС Западно-Сибирского округа, отменяя решение суда нижестоящей инстанции, отклонил его ссылку на то, что доказательствами, обязательными для договора товарно-транспортной экспедиции, являются только экспедиторские и складские расписки, указав на положение п. 6 Правил ТЭД.

    С учетом проанализированной нами арбитражной практики полагаем, что для документального подтверждения затрат по договору транспортной экспедиции для целей формирования налогооблагаемой прибыли достаточно акта, соответствующего требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Однако для избежания разногласий с налоговым органом и минимизации налоговых рисков организации следует иметь и надлежащим образом оформленные экспедиторские документы.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Синельникова Татьяна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член МоАП
    Горностаев Вячеслав

    [2]

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    http://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a30/712838.html

    Литература

    1. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
    2. Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. — М.: Эксмо, 2005. — 832 c.
    3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
    4. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.
    5. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.

    Добавить комментарий

    Мы в соцсетях

    Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях