WordPress

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 1
Предлагаем прочитать статью на тему : "Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки" подготовленную опытными специалистами. Если у вас возникнут в процессе чтения вопросы, то задавайте их дежурному консультанту.

Оценка риска налоговой проверки (новые возможности «1С:Бухгалтерии 8»)

Узнать, насколько велики шансы проведения выездной налоговой проверки, компания может самостоятельно на основании показателей, разработанных ФНС. Критерии общедоступны, но разобраться в них не просто. Поэтому фирма «1С» решила автоматизировать этот процесс. О том, как с помощью «1С:Бухгалтерии 8» ред. 3.0 проверить, насколько вероятна налоговая проверка, читайте в материале экспертов 1С.

Чтобы оценить вероятность выездной налоговой проверки, нужно проанализировать 12 показателей, которые содержатся в Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). О том, что проверка в ближайшее время возможна, просигнализирует, к примеру, низкий уровень (по сравнению со средним по отрасли) налоговой нагрузки предприятия, наличие убытков в отчетности, внушительные суммы налоговых вычетов по НДС, маленькая средняя заработная плата, частая смена налоговых инспекций и др.

Как видите, показателей, нуждающихся в анализе, много, и такая работа займет много человеко-часов. Упростить процесс самостоятельной оценки рисков поможет новый отчет Оценка рисков налоговой проверки, который появился в конфигурации «1С:Бухгалтерия предприятия 8» ред. 3.0. Найти его можно через раздел Отчеты в группе Анализ учета (рис. 1).

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 2

Рис. 1. «Оценка рисков налоговой проверки» в «Отчетах»

После открытия формы отчеты нужно выбрать период, который вы хотите проанализировать и нажать на кнопку Выполнить проверку. Программа выдаст вам результат (рис. 2).
Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 4

Рис. 2. Результат проверки

В отчете результат оценки по каждому из критериев сопровождается пиктограммой одного из трех цветов. Зеленый цвет показывает, что критерий выдержан, то есть риск налоговой проверки непосредственно по этому критерию отсутствует; желтый – что отсутствуют данные для сравнения (определения критерия); красный – что критерий не выдержан и по данному параметру может быть назначена налоговая проверка (рис. 3, 4).

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 5

Рис. 3. Расшифровка показателя, анализирующего уровень вычета по НДС

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 6

Рис. 4. Детализация показателя рентабельности

Результаты отчета основываются на информации базы данных и уже созданных ранее регламентированных отчетах. Если такие отчеты еще не сформированы, это можно сделать непосредственно из отчета Оценка риска налоговой проверки. Учтите, что для формирования полноценного отчета, то есть для сравнения данных за несколько периодов, в информационной базе должны быть сведения соответствующих периодов. К примеру, чтобы получить достоверный отчет за 2014 год, необходимы данные за 2013 год.

При использовании данного отчета следует иметь в виду, что его алгоритм отвечает критериям, определенным в вышеуказанном нормативном документе, но при этом не является стопроцентным индикатором того, что проверка будет назначена. То же можно сказать и об обратной ситуации, когда все проверенные пункты соответствуют критериям. Данные отчета – это всего лишь ориентир для бухгалтера и руководителя, диагностика данных хозяйственной жизни организации и не служит гарантией назначения или не назначения выездной налоговой проверки.

http://buh.ru/articles/documents/39838/

Ваша компания в зоне риска налоговой проверки? Выясните это прямо сейчас!

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 7

А вы знаете, что в Федеральной налоговой службе существует ряд критериев отбора «ненадежных» компаний, которые в ближайшее время могут попасть в поле пристального внимания налоговых органов? Подробно остановимся на каждом из них и расскажем, почему несоблюдение этих критериев опасно для ведения бизнеса.

Запоминайте 12 подсказок, по которым можно определить отношение налогового органа к вашей компании и предупредить возможную налоговую проверку.

1. Игнорирование требований налогового органа. В случае, если налогоплательщик получил письмо из ФНС с запросом о предоставлении каких-либо документов или пояснений по интересующим налоговиков вопросам, то явное молчание и отказ от взаимодействия может насторожить налоговый орган, и ФНС может внести организацию в список проверок.

2. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли. Налоговая нагрузка может быть также заниженной ввиду осуществления определенной экономической деятельности компании. Наличие этих показателей свидетельствует о нарушении законодательства со стороны налогоплательщика.

Если вы никогда не вычисляли налоговую нагрузку в вашей компании, то это можно сделать самостоятельно. Этот показатель рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов (их размер можно узнать из данных отчетности) к выручке компании по данным Росстата.

3. Финансово-хозяйственная деятельность с высокими налоговыми рисками.

Каждый руководитель и бухгалтер должен знать о 3 аспектах возникновения высоких налоговых рисков, которые могут спровоцировать налоговую проверку:

– сотрудничество с фирмами, о которых невозможно найти информацию в общественном доступе,

– организация заключает договоры с фирмами- «однодневками», у которых отсутствуют необходимые технические и финансовые параметры и персонал для выполнения работ надлежащего качества,

[2]

– у компании нет удостоверяющих сведений о контрагенте: его местоположении и другой контактной информации, например, о полномочиях должностных лиц контрагента.

4. Налоговая инспекция – постоянные «гости» компании. Высока вероятность того, что налоговики придут с проверкой в компанию в том случае, если со дня основания организации налоговые органы приходили выявить нарушения в работе компании уже более двух раз.

5. Вычеты по НДС превышают 89% от суммы начисленного налога. Поводом для налоговой проверки может стать превышенная доля вычетов по НДС. Этого процента стоит бояться в том случае, если данный показатель установлен за 12 месяцев работы компании.

6. Низкие выплаты по зарплатам. Инспектор заинтересуется деятельностью вашей компании, если показатель средней заработной платы работника за месяц ниже среднего уровня зарплаты специалиста по виду экономической деятельности в данном регионе. Информацию о показателях размера заработной платы налоговики получают от Росстата и управлений ФНС России в регионах.

7. Нет прибыли – одни убытки. Визит налогового органа неизбежен в случае, если компания несет в своей работе убытки в течении двух лет и более.

[1]

8. Компания расходует прибыль быстрее, чем получает. Если налоговый орган пытается найти правовые погрешности в работе компании, то одним из первых он проведет анализ темпов роста дохода в соотношении с расходами. Подозрения вызовет установленный факт того, что показатели расходов растут значительно быстрее, чем доходы организации.

9. Доходы и расходы одинаковые. Данное положение актуально только при проверке индивидуальных предпринимателей. Сигналом к налоговой проверке станет примерно равная величина доходов к расходам в отчете за календарный год.

10. Отчетные показатели, дающие право на налоговые послабления. Стоит опасаться внеплановой налоговой проверки в случае, если на протяжении двух и более раз за год финансовые показатели компании в отчетных документах приближались к пограничным значениям. Именно этот фактор позволяет компании получить налоговые послабления, а раз такой предельный показатель встречается в отчетах регулярно, то у налоговиков может закрасться сомнение в отношении подлинности отчетов.

11. Нерентабельный бизнес. Готовясь к проверке, налоговики также ссылаются на средний уровень рентабельности бизнеса по выбранному рынку. В случае если показатели рентабельности отклоняются на 10 пунктов и более от средней нормы, то налоговый орган может заинтересоваться финансовой деятельностью компании.

12. Заключение договоров с перекупщиками. Налоговой проверке подлежит та компания, которая участвует в цепочке перепродаж с контрагентами без видимой экономической выгоды или заключает большое количество договоров продажи товаров или услуг с перекупщиками.

Покажите данную статью вашему бухгалтеру и юристу и совместно с ними определите вероятность налоговой проверки. Оценить свои шансы данной процедуры легко: если ваша организация подходит лишь под один – два пункта «недоверчивости» налоговой, тогда ждать проверку в ближайшее время не стоит. Но если же ваша компания подходит уже под половину и более критериев, то готовьтесь встречать нежелательных гостей. В последнем случае, чтобы избежать выявленных нарушений или найти пути их устранения, обратитесь к эксперту, который минимизирует налоговые риски и приведет в порядок финансовую и налоговую отчетность в вашей компании.

http://ruconst.com/articles/11581/

Коммерсант в зоне риска
Оценка вероятности налоговой проверки

Похожие публикации

  • По каким критериям инспекторы выбирают ИП для проверки?
  • В чем связь между уровнем дохода и налоговой проверкой?
  • Когда ваш контрагент станет поводом для визита инспекторов?
  • Какой должна быть отчетность во избежание ревизии?

Таблица 1. Критерии для оценки

Налоговая нагрузкаНиже среднего уровная по отрасли или по виду экономической деятельностиРассчитывается как соотношение уплаченных налогов и оборота (выручки). Средние данные по видам деятельности приводятся в приложении 1 к «Общедоступным критериям»Результаты деятельностиУбытки в отчетности в течение нескольких налоговых периодовПривлечет внимание осуществление деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных летНалоговые вычетыЗначительные суммы налоговых вычетов, заявленных в отчетностиПривлечет внимание, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% от суммы начисленного налога за 12 месяцевСоотношение доходов и расходовТемп роста расходов превышает темпы роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)Среднемесячная зарплата работниковНиже среднего уровня по данному виду деятельности в регионеСведения об уровне зарплаты можно узнать, в частности, на официальных сайтах ведомств (таблица 2)Применение специальных режимовНеоднократное приближение к предельному значению показателей, разрешающих применять спецрежимыПриближение (менее 5%) к предельному значению 2 и более раз в течение календарного годаПрофессиональные вычетыВ отчетности предпринимателя сумма расхода максимально приближена к сумме его дохода за календарный годДоля профессиональных вычетов в общей сумме дохода более 83%ПартнерыЗаключение договоров с перекупщиками или посредникамиПояснения в инспекциюНепредставление пояснений в ответ на уведомление из инспекции о наличии несоответствия в показателях отчетностиДля фирм предусмотрено ограничение – два и более случая с момента госрегистрации юрлица. В отношении предпринимателей условие не оговариваетсяРентабельностьЗначительное отклонение уровня рентабельности от уровня для данного вида деятельности по результатам статистикиОтклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Рентабельность показана в приложении 2 к «Общедоступным критериям»

С оглядкой на конкурентов

Таблица 2. Источники информации о показателях среднего уровня зарплаты в регионе, городе, районе

Сравнивать со средним значением конкурентов придется и уровень рентабельности. Он рассчитывается как соотношение финансового результата от продаж (прибыль минус убыток) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. На мысль о выездной проверке наведет уменьшение рентабельности от среднего показателя по аналогичному виду деятельности более чем на 10 процентов. Данные о рентабельности по видам деятельности есть в приложении 2 к Общедоступным критериям.

Отметим, контролеры не учли, что отклонение рентабельности возможно по вполне объективным причинам. Так, прибыльность иногда снижается в ходе рекламных акций, когда клиентам предоставляются скидки (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 июля 2005 г. по делу № А40-34656/05-118-331). Кроме того, рентабельность может иметь пониженный уровень из-за жесткой конкуренции, когда предприниматель, подняв цены, рискует потерять покупателей (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 ноября 2006 г. № А56-54/2006, Московского округа от 22 июля 2005 г. № КА-А40/6606-05).

ИП выдаст отчетность

Если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов отражается убыток, инспекторы начнут собираться с проверкой. В частности, в течение 2-х и более лет. Они твердо убеждены, что главная цель предпринимательской деятельности – прибыль, поэтому постоянные убытки их настораживают.

Негативно контролеры относятся к значительным суммам налоговых вычетов. Критический уровень для вычетов по НДС обозначен на уровне 89 процентов от суммы налога, начисленного за 12 месяцев.

Как вы понимаете, это прямой путь к убыткам в будущем. Насторожит ревизоров отражение предпринимателем в отчетности суммы расходов, максимально приближенной к сумме его доходов. В частности, когда доля профессиональных вычетов составит 83 и более процента от дохода, отраженного в декларации.

Не стоит расслабляться и предпринимателям, перешедшим на применение специальных налоговых режимов («упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог). Поводом для того, чтобы запланировать проверку коммерсанта станет неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных для данного спецрежима (таблица 3). Во избежание повышенного внимания со стороны налоговой инспекции такое приближение должно составить не более 5 процентов либо происходить реже, чем дважды в течение года.

Таблица 3. Предельные значения показателей для предпринимателей на спецрежимах

Упрощенная система налогообложениясредняя численность работников за налоговый (отчетный) периодостаточная стоимость основных средств и нематериальных активовпредельный размер доходов по итогам отчетного (налогового) периодаЕдиный налог на вмененный доходплощадь торгового зала, магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговлиплощадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживанияколичество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услугобщая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживаниюЕдиный сельскохозяйственный налогдоля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода

Общение с налоговой

Вызовет подозрение чиновников «миграция» между налоговыми инспекциями.

Основная цель предпринимательской деятельности – получение прибыли, поэтому постоянные убытки в отчетности привлекут внимание инспекторов

Таковой они назвали неоднократное снятие с налогового учета и постановка на него в разных инспекциях. Как правило, это связано с изменением местонахождения. Контролеров насторожат два и более случая смены места. Но этот критерий преимущественно для юрлиц. Предприниматель регистрируется по месту жительства, поэтому коммерсанту сначала нужно будет сменить прописку, потом только перерегистрироваться в налоговой. Часто подобную процедуру вряд ли удастся осуществлять.

Безосновательная выгода

В рамках ведения предпринимательской деятельности будьте предельно осторожны, привлекая перекупщиков или посредников. Одним из критериев, влияющих на назначение выездной налоговой проверки, контролеры посчитали построение так называемой цепочки контрагентов без наличия деловой цели. То есть передача ценностей посредникам для перепродажи без разумных и обоснованных причин. Дело в том, что, проходя через несколько перекупщиков товар, как правило, растет в цене. А это означает, что каждый последующий покупатель предъявит к вычету большую сумму НДС. Как вы понимаете, бюджету это не на руку. Правда, налоговые работники не пояснили, что они понимают под экономической или деловой целью. А это значит, что при проверке велика вероятность разногласий в оценке совершаемых бизнесменом сделок.

С проверкой инспекторы нагрянут к тем, кто, по их мнению, получает необоснованную налоговую выгоду. То есть использует различные вычеты, льготы, применяет более низкую ставку налога, получает зачет (возврат) налогов из бюджета.

Посредники в рассмотренной выше ситуации, позволяющие увеличить вычет НДС, как раз и приносят коммерсанту подобную выгоду. Оценить ее, в частности, обоснована она или нет, позволит постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) от 12 октября 2006 г. № 53. В нем судьи привели обстоятельства, которые говорят о недобросовестности коммерсанта:

– невозможность реального осуществления операций (не позволяет местонахождение имущества, объем ресурсов, необходимых для производства);

– отсутствие необходимых ресурсов (персонала, оборудования, транспорта и т. д.);

– учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды;

– совершение сделок с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах по сделке.

В постановлении сформулированы также обстоятельства, которые, по словам судей, сами по себе о недобросовестности коммерсанта не свидетельствуют, однако должны быть приняты в расчет при ее оценке.

К таковым относятся: госрегистрация незадолго до проведения спорной сделки, взаимозависимость партнеров, разовый характер операции, налоговые правонарушения в прошлом, использование посредников и т. д. Кроме того, суд должен установить, была ли у сделки реальная экономическая цель.

При этом только лишь налоговая выгода таковой не является.

Еще один важный момент. Чтобы налоговики не записали вас в ряды недобросовестных, будьте осмотрительнее при выборе деловых партнеров. Конечно, в спорах судьи не раз подтверждали: нарушение контрагентом своих налоговых обязанностей не говорит о том, что партнер тоже нарушитель. Однако в указанном выше постановлении Пленум ВАС сделал немаловажную оговорку: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекторы докажут, что вы действовали без осмотрительности и вам должно было быть известно о нарушениях, допущенных партнером.

Дополнительные риски

Весной прошлого года налоговики обнародовали Регламент по противодействию создания и функционирования «однодневок». В документе приводилась инструкция для инспекций о том, что делать, если бизнес заподозрен в «однодневности». Хотя регламент утвержден в отношении предприятий, не исключено, что те же подходы инспекторы применят и к предпринимателям. Например, направить запрос, а если ответной реакции не последует, может и явиться по месту регистрации бизнесмена с целью «установления отсутствия» его по этому адресу. Как известно, местом регистрации предпринимателя является его место жительства. Если контролеры обнаружат, что коммерсант по месту регистрации не живет, чиновники рекомендуют привлечь его к административной ответственности на основании пункта 3 статьи 14.25 КоАП. Напомним, эта статья предусматривает штраф в размере 5 тыс. рублей за сообщение налоговой недостоверных сведений о предпринимателе. В данном случае, это информация о местонахождении.

При получении «нулевых» деклараций инспекторам рекомендовано направить запросы о движении денег по счету в банк, где у бизнесмена открыт счет. Как вы понимаете, если деятельность действительно не велась, расхождений между данными, полученными от банка, и декларацией не будет.

[3]

http://spmag.ru/article/2007/10/kommersant-v-zone-riska

Риск выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая, к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на неё и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает, по каким критериям оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/[email protected], в котором указаны эти критерии:

  • Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности, как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  • По балансу у вас убытки больше двух лет подряд.
  • Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  • Расходы по отчётности растут быстрее, чем доходы.
  • Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате серых зарплат.
  • Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн рублей. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юридических лиц 25% от общей доли.
  • Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  • Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  • Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на её запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  • Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведёт к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  • Уровень рентабельности по отчётности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для этого вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  • Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать, что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы.

Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет всё меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведётся непрерывно, поэтому налоговая знает, к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчётности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берётся, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у неё есть.

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Ещё — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, непосвящённым во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас.

Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка всё-таки пришла, то от штрафов, скорее всего, не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы эти штрафы свести к минимуму.

http://vc.ru/legal/59859-risk-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Программа

Регистрация и приветственный кофе

Вопросы для обсуждения:

Способы и основания возложения налоговой недоимки на лиц, аффилированных с налогоплательщиком

Роль налоговых органов как кредиторов в банкротном процессе

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц и возмещение причиненных ими убытков: особенности налоговых недоимок

Когда за налоговую недоимку отвечает менеджмент: уроки судебной практики.

Продюсер:
Мария Синдинская [email protected] +7 (910) 447-01-15

Регистрация участия:
Оргкомитет [email protected] +7 985 477 22 96

Участие бесплатное для целевой аудитории. Предварительная регистрация обязательна.

http://www.kommersant.ru/conference/464

Будьте в курсе, когда к вам приедут с проверкой

Налоговая проверка — стресс для любого бизнесмена, даже самого внимательного и законопослушного. Но к визиту инспекторов можно подготовиться, а саму возможность внеплановой проверки — свести к минимуму. Достаточно знать, находится ли ваша организация в «зоне риска» или нет.

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 11

Рассчитать вероятность проверки на основании той же методики, которую использует ФНС, поможет аналитический сервис Эксперт, доступный всем абонентам Контур.Экстерна. Базовая функциональность Эксперта позволит вам:

  • Провести автоматический анализ на основании данных из бухгалтерской отчетности вашей организации. Все показатели будут собраны в наглядные таблицы и графики, а подробное описание поможет сделать выводы о состоянии и принять меры.
  • Узнать вероятность приезда инспекторов по тем же критериям, которые используют налоговые органы. По этим критериям можно узнать, какие именно налоги будут проверять инспекторы, если придут с ревизией. При анализе учитываются все факторы, вызывающие повышенный интерес налоговых органов.

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 12

За дополнительную плату можно значительно расширить функциональность сервиса Эксперт, включив в неё:

  • советы по улучшению финансового состояния;
  • вероятность проверки по страховым взносам (ФНС и ФСС);
  • поиск в списке плановых проверок Единого реестра проверок;
  • оценку кредитоспособности;
  • оценку вероятности банкротства;
  • оценку стоимости предприятия.

http://kontur.ru/extern/features/expert

В зоне налогового риска

«Новая бухгалтерия», 2012, N 6

Приказом ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected] изменены некоторые Общедоступные критерии оценки налоговых рисков, используемые фискалами при разработке плана выездных проверок. Бухгалтеры должны учитывать эти поправки, чтобы не оказаться в зоне особого внимания контролеров.

Коммерсант в зоне риска оценка вероятности налоговой проверки - картинка 13

Признаки, по которым налоговики отбирают «счастливчиков» для проведения выездных проверок, еще пять лет назад перестали быть тайной за семью печатями. Недоступным для налогоплательщиков остается только сам план выездных налоговых проверок (ВНП). А критерии отбора, по которым он составляется, может «примерить» на себя каждая компания, что, в общем, и нужно делать систематически, чтобы визит налоговых инспекторов не стал неожиданностью.

Эти критерии или, правильнее сказать, обстоятельства, при наступлении которых компания рискует стать объектом выездного налогового контроля, закреплены в Концепции системы планирования ВНП, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected] (далее — Приказ N ММ-3-06/[email protected]), и расшифрованы в Приложениях к этому документу. Обстоятельств всего 12.

Поправки, внесенные в этот документ комментируемым Приказом, коснулись четырех из них: выплаты зарплаты ниже средней по региону, представления пояснений в связи с получением уведомления инспекции, налоговой нагрузки и уровня рентабельности. Разберемся, насколько значимы эти изменения.

Работник рассказал о «серой» зарплате

Выплата работнику среднемесячной заработной платы ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе является одним из признаков, по которым налоговики могут включить компанию в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Приложения 1 и п. 5 Приложения 2 к Приказу N ММ-3-06/[email protected]). Ведь это, скорее всего, означает, что реальный размер доходов сотрудников работодатель скрывает с целью уклонения от уплаты «зарплатных» налогов.

В Общедоступных критериях оценки рисков (п. 5 Приложения 2) поясняется, что информацию о показателях среднего уровня зарплаты можно найти на официальных сайтах Росстата и ФНС России, а также в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых Росстатом. Кроме того, можно обратиться в территориальные подразделения этих госорганов с соответствующим запросом.

Теперь в Общедоступных критериях оценки рисков закреплено также, что при выборе объектов для проведения ВНП налоговый орган учитывает информацию о выплате компанией или бизнесменом неучтенной заработной платы (в конвертах), нарушениях при оформлении трудовых отношений и иные аналогичные сведения. Такая информация может предоставляться правоохранительными и другими контролирующими органами (например, трудовой инспекцией), поступить к налоговикам в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Конечно, предположительное занижение заработной платы работодателем всегда было в поле зрения фискалов. Вспомним хотя бы пресловутые «зарплатные» комиссии, на которых налоговики «по-хорошему» просят повысить заработную плату до среднего уровня по субъекту РФ.

При этом сам по себе факт выплаты низкой заработной платы налоговым правонарушением не является, а занижение оплаты труда еще надо доказать. Это, собственно, и пытаются сделать налоговики, проводя в отношении таких «правонарушителей» выездные проверки в первоочередном порядке. Теперь для включения компаний, выплачивающих низкую зарплату, в план ВНП у фискалов есть дополнительный повод — сигнал извне, в том числе от работников организации.

С одной стороны, особых поводов для беспокойства нет, поскольку никаких новых аргументов для доначислений у налоговиков не появилось. Суды нередко отказывают налоговикам в поддержке доначислений, основанных только на допросах в качестве свидетелей работников организации (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 12.08.2011 по делу N А12-21588/2010).

С другой — есть судебные решения, в которых арбитры встают на сторону проверяющих. Так, судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 18.01.2012 по делу N А40-71623/10-111-46 указали, что показания работников о размере их фактического дохода опровергают данные о зарплате, содержащиеся в расчетно-платежных и платежных ведомостях и лицевых счетах сотрудников. Арбитры отметили, что свидетели были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а организация, не соглашаясь с показаниями, не настояла на вызове свидетелей в суд для повторного допроса.

Кроме того, нужно учитывать, что в ходе проверки налоговики могут найти и другие доказательства занижения заработной платы работников (в частности, неофициальные платежные ведомости), которые вкупе с показаниями сотрудников суд посчитает достаточным основанием для доначислений (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.06.2009 по делу N А72-6844/2008). Поэтому можно сказать, что теперь работодателю, выплачивающему «серую» зарплату, нужно быть уверенным в лояльности своих работников, чтобы неожиданно не стать объектом ВНП.

Попросили пояснения, а в ответ тишина

Концепция системы планирования ВНП в прежней редакции предусматривала, что инспекция может включить в план ВНП компанию или коммерсанта, не представивших пояснения в связи с получением уведомления о выявлении несоответствий в показателях деятельности (п. 9 разд. 4 Приложения 1 к Приказу N ММ-3-06/[email protected]). Правда, исходя из положений п. 9 Общедоступных критериев оценки рисков инспекторам для этого требовалось выполнить несколько условий.

Во-первых, это наличие оснований для вызова в инспекцию (ошибки и противоречия в отчетности, несоответствие данных декларации информации, которой располагают налоговики). Во-вторых, факт направления уведомления, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, для целей камеральной налоговой проверки. И в-третьих, отсутствие объективных причин, которыми можно было бы объяснить игнорирование законных требований налогового органа.

Заметим, что в документе не поясняется, что считать такими объективными причинами. Полагаем, что под этим могут подразумеваться, например, неполучение уведомления в связи с ошибками, допущенными инспектором в реквизитах адресата, или недостатками в работе почты, болезнь бухгалтера, какие-либо форс-мажорные обстоятельства. Но у налоговых инспекторов по этому вопросу может быть и другое мнение.

К этим и без того достаточно неприятным условиям добавились новые. Теперь основанием для проведения выездной проверки может стать и непредставление запрашиваемых документов или наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Это предусмотрено в пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы, утраченные в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.), должны быть восстановлены.

Последствия таких новаций просчитать нетрудно. Например, получив уведомление о вызове в инспекцию, компания поясняет налоговикам, что подтвердить соответствие действительности данных декларации не представляется возможным в связи с утратой первичных документов. У налоговиков в такой ситуации теперь есть все основания для включения проштрафившейся организации в план ВНП. А обязательства компании инспекция определит расчетным путем, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Отметим, что такие проверки, как правило, сопровождаются доначислением налогов и не всегда получается отстоять не обоснованность притязаний фискалов даже через суд (Постановления Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 5/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2010 по делу N А32-51075/2009-19/964, ФАС Уральского округа от 30.08.2010 N Ф09-6738/10-С2 и др.).

Налоговая нагрузка и уровень рентабельности

Налоговики могут включить в план ВНП компанию, налоговая нагрузка которой ниже среднего размера нагрузки по соответствующему виду экономической деятельности, а также организацию, показатели рентабельности (рентабельность активов и рентабельность продаж) которой значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для сферы деятельности, которой занимается данная компания. Это закреплено в п. п. 1 и 11 Общедоступных критериев оценки рисков. Показатели налоговой нагрузки в расчете на одного налогоплательщика и рентабельность по основным видам экономической деятельности приведены в Приложениях 3 и 4 к Приказу N ММ-3-06/[email protected] соответственно.

Критерии 1 и 11 должны уточняться ежегодно до 5 мая (п. 6 Приказа N ММ-3-06/[email protected]). Но на практике налоговики успевают это сделать не всегда (например, данные за 2008 и 2009 гг. появились в документе только в сентябре 2010 г.). В таком случае для оценки риска включения в план ВНП нужно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены соответствующие показатели налоговой нагрузки. Это предусмотрено в п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected]

В текущем году ведомство почти уложилось в срок: Критерии актуализированы и в Приложениях 3 и 4 к Приказу N ММ-3-06/[email protected] содержатся теперь среднестатистические данные по налоговой нагрузке и рентабельности за 2011 г. Их нужно будет использовать в качестве отправной точки при сопоставлении с данными по налоговой нагрузке и рентабельности, рассчитанными компанией по бухгалтерской отчетности как за 2011 г., так и за последующие периоды, впредь до новой актуализации.

http://wiseeconomist.ru/poleznoe/77516-zone-nalogovogo-riska

Литература

  1. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  3. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.
  4. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
  5. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. — М.: Омега-Л, 2005. — 428 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях