WordPress

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 1
Предлагаем прочитать статью на тему : "Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп" подготовленную опытными специалистами. Если у вас возникнут в процессе чтения вопросы, то задавайте их дежурному консультанту.

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 3

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли непубличное акционерное общество быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства при следующих условиях: выручка — 260 000 000 руб., среднесписочная численность работников — 56 человек, акционерами являются пять физических лиц?

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 4

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2017 года субъектами малого или среднего предпринимательства смогут признаваться акционерные общества, в которых такие акционеры, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) будут владеть не более чем 25% голосующих акций акционерного общества, а акционеры — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, будут владеть не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 265-ФЗ). Следовательно, при неизменности состава участников указанного в вопросе акционерного общества, а также при непревышении показателей его дохода и среднесписочной численности его работников над указанными в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, такое общество с 1 июля 2017 года может быть признано субъектом малого или среднего предпринимательства даже при отсутствии у него статуса участника проекта «Сколково».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

27 января 2017 г.

[1]

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 5

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

http://www.garant.ru/consult/business/1092068/

Акционерные общества по общему правилу больше не будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства

Нет, с 1 января 2016 г. любые акционерные общества, независимо от состава участников и формы — публичные или непубличные, по общему правилу к субъектам малого и среднего предпринимательства относиться не будут.

Соответствующие изменения внес Федеральный закон от 29.12.2015 № 408-ФЗ. Если раньше юридические лица относились к субъектам малого и среднего предпринимательства по критерию суммарной доли участия в них Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, то теперь этот критерий остался только для ООО (подп. «а» п. 1.1 ч. 1 ст. 4). Акционерные общества могут быть субъектами малого и среднего предпринимательства, только если:

их акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;

их деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

они получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“»;

учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Кстати, наряду с условием о категориях юридических лиц, претендующих на статус субъектов малого и среднего предпринимательства, по-прежнему необходимо соблюдать также и условия о среднесписочной численности их работников и доходе (в прежней редакции закон говорил о выручке).

Из перечня исключили не только акционерные общества — потребительских кооперативов там тоже нет. Почему так произошло? Официальных комментариев ни Минэкономразвития России, ни другие ведомства пока не давали. По мнению руководителя Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Ивана Ефременкова, это связано со сложностями в администрировании исключенных категорий юридических лиц. В августе 2016 г. должен заработать Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который будет вести ФНС России. На сегодняшний день в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о структуре уставного капитала акционерных обществ, поэтому данные юридические лица не могут быть включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Как «ЭЖ» пояснили в Минэкономразвития России, в дальнейшем, по мере развития ведомственных информационных ресурсов и информационных систем и законодательства, возможно, будут предложены подходы к включению акционерных обществ в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос будет дополнительно проработан министерством.

Что делать тем акционерным обществам, которые рассчитывали на льготы и преференции, связанные со статусом субъекта малого и среднего предпринимательства? Можно подождать позитивных изменений или реорганизоваться в форме преобразования в ООО. Если, конечно, плюсы от реорганизации превысят возможные минусы.

http://www.eg-online.ru/consultation/301919/

Вопросы и ответы

Разделы

Реестродержателям

Сведения об акционерных обществах вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа (пункт 1 части 5 статьи 4 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вносятся сведения об акционерных обществах, созданные до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, отвечающих одновременно трём следующим условиям:

Должно соблюдаться одно из следующих требований:

Среднесписочная численность работников акционерного общества за предшествующий календарный год не должна превышать двухсот пятидесяти человек (до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий) (пункт 2 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ). Соответствие акционерного общества данному условию определяется ФНС России на основании представленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (часть 4 статьи 4 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Доход акционерного общества, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должен превышать 2 млрд. рублей (микропредприятия — 120 млн. рублей; малые предприятия — 800 млн. рублей; средние предприятия — 2 млрд. рублей) (пункт 3 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Соответствие акционерного общества данному условию определяется ФНС России на основании представленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации) сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, (часть 4 статьи 4 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Сведения об акционерном обществе (акционерных обществах), акционеры которого (которых) соответствуют требованиям, установленным подпунктом «е» пункта 1 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 265-ФЗ), в ФНС России представляет держатель реестра акционеров такого акционерного общества (таких акционерных обществ) (часть 6 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 265-ФЗ).

При этом, учитывая, что внесение сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется ФНС России на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (часть 4 стать 4 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), сведения о держателе реестра акционеров акционерного общества, о котором представляются сведения для целей внесения сведений в нём в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, должны содержаться в составе сведений о таком акционерном обществе, содержащихся в ЕГРЮЛ. Наличие указанной информации в ЕГРЮЛ можно проверить на сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/).

Учитывая, что ограничения, установленные подпунктом «е» пункта 1 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, на акционеров – физических лиц не распространяются, держатель реестра акционеров может передать в ФНС России сведения об акционерном обществе, акционерами которого являются только физические лица или единственным акционером которого является физическое лицо.

Держатель реестра акционеров определяет состав акционеров акционерного общества для целей проверки их соответствия требованиям, установленным подпунктом «е» пункта 1 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, на основании сведений, имеющихся у держателя реестра акционеров по состоянию на 1 июля текущего календарного года (часть 6 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

При этом наиболее обоснованным представляется определение состава акционеров акционерного общества на основании имеющихся у держателя реестра акционеров данных, содержащихся в списках лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров соответствующего акционерного общества, проведенном в текущем календарном году.

Сведения о юридических лицах являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства включаются в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и 10-го числа каждого месяца в открытом доступе размещаются на сайте ФНС России (https://rmsp.nalog.ru/) (части 1 и 9 статьи 4 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Держатель реестра акционеров акционерного общества представляет в ФНС России сведения об акционерном обществе, акционеры которого соответствуют требованиям, установленным подпунктом «е» пункта 1 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, в период с 1 по 5 (включительно) июля текущего календарного года (часть 6 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Представление в ФНС России держателями реестров акционеров сведений об акционерных обществах, акционеры которых соответствуют требованиям, установленным подпунктом «е» пункта 1 части 1 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, осуществляется по аналогии с предоставлением информации для целей отнесения акционерных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства иными поставщиками сведений в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью держателя реестра акционеров, с использованием официального сайта ФНС России (https://rmsp.nalog.ru/sign-in.html) (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Указанные сведения об акционерных обществах представляются в ФНС России держателями реестров акционеров в виде перечня (часть 6 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), в котором указываются только наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) соответствующего акционерного общества.

http://rmsp.nalog.ru/qa.html?section=registry_holders

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

Екатерина Криворучкова, генеральный директор Аудиторской компании ЗАО «Точка опоры»

В результате внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №408-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) непубличные акционерные общества были существенно ограничены в праве на получение статуса «субъект малого и среднего предпринимательства».

Для начала кратко напомним, какое акционерное общество признается публичным, а какое непубличным.

Публичным обществом, согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является «акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

Статьей 97 ГК РФ установлено, что «в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру».

Непубличным акционерным обществом признается общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ (п.2 ст.66.3 ГК РФ).

Иными словами, непубличным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, размещены путем закрытой подписки, либо не обращаются на бирже, а также в уставе общества не содержится положение о том, что общество является публичным.

На сегодняшний день непубличные акционерные общества – АО или ЗАО.

В предыдущей редакции Закона №209-ФЗ использовалась терминология «коммерческие организации» и «юридические лица». Данные термины включали все организационно-правовые формы: ОАО (ПАО), ЗАО(АО) и ООО.

В новой редакции в части 1 и части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, помимо терминов «хозяйственные общества» и «юридические лица», используются более узкие термины «общество с ограниченной ответственностью» и «публичное акционерное общество».

Рассмотрим подробно новую редакцию части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, в которой устанавливаются критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества…».

Хозяйственные общества, согласно новым требованиям, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и одновременно соответствовать условиям части 1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ.

Каковы требования для хозяйственных обществ?

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

«а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ «являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

Вывод: из приведенных выше критериев для хозяйственных обществ можно сделать вывод о том, что если непубличное акционерное общество (АО или ЗАО) не соответствуют условиям либо подпункта «в», либо подпункта «г», либо подпункта «д» пункта 1 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, то даже при соответствии критериям, указанным в п.2-3 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, непубличное акционерное общество не будет относиться к субъектам малого предпринимательства. А это подавляющее большинство АО и ЗАО.

Каких привилегий лишаются непубличные акционерные общества?

Например, согласно абзацу10 пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит по кассе.

В связи с утратой статуса субъекта малого предпринимательства непубличные акционерные общества обязаны установить лимит кассы.

Еще одна привилегия, которой лишаются непубличные акционерные общества – трехлетние надзорные каникулы.

Напоминаем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы введены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Орган государственного или муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Также непубличные акционерные общества не смогут рассчитывать на программы, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса.

http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a79/852879.html

Новые условия отнесения АО к субъектам МСП применимы к обществам, где акционеры физлица?

Многие ао и зао лишились возможности получить статус субъекта мсп - картинка 9

Распространяются ли установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (пп. «е» п. 1 ч. 11 ст. 4) условия отнесения акционерных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства, вступающие в силу с 1 июля 2017 года, на акционерные общества, акционерами которых являются физические лица? Можно ли применять данные условия до вступления в силу вышеуказанных положений Федерального закона № 209-ФЗ?

Федеральным законом № 209-ФЗ для отдельных акционерных обществ установлены ограничения по владению выпущенными ими голосующими акциями со стороны иных юридических лиц и публично-правовых образований, при превышении которых такие акционерные общества не будут соответствовать условиям отнесения к субъектам МСП, а именно:

— не более 25% голосующих акций акционерного общества для Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных фондов);

— не более 49% голосующих акций акционерного общества для иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Дополнительные ограничения или требования к акционерам в целях отнесения акционерных обществ к той или иной категории субъектов МСП не устанавливаются.

Таким образом, названные условия могут применяться к любым акционерным обществам, в том числе к тем, акционерами которых являются физические лица.

Рассматриваемое положение включено в Федеральный закон № 209-ФЗ с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 265-ФЗ) и вступает в силу с 01.07.2017.

Соответственно применение вышеуказанных условий в целях отнесения акционерных обществ к субъектам МСП станет возможным с 01.07.2017.

[2]

До вступления вышеуказанных условий в силу в целях отнесения акционерных обществ к субъектам МСП применяются условия, установленные пп. «б» — «д» п. 1 ч. 11 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

http://tass.ru/vopros-otvet/3714082

АО лишили госзакупок

СПб. Госзаказы, рассчитанные на компании малого бизнеса, оказались недоступны для тех из них, кто зарегистрирован как АО. Участие в крупных конкурсах им не под силу.

Малые акционерные общества (бывшие ЗАО) с легкой руки Федеральной налоговой службы (ФНС) не попали в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), который заработал в августе. В реестр они не попали потому, что ведомство пока только разрабатывает методику определения структуры уставного капитала акционерных обществ, которая позволит налоговикам быть уверенными в том, что в составе акционеров АО нет представителей крупного капитала.

Впрочем, с 1 августа 2017 года должны вступить в силу новые изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», и АО все–таки разрешат участвовать в госаукционах для МСП.

Однако сейчас сведения о потенциальных подрядчиках из числа малого бизнеса госзаказчики черпают именно из Единого реестра. Таким образом, малые и средние АО лишились заработка. Исключения сделали только для обществ, относящихся к высокотехнологичному сектору экономики или сотрудничающих со «Сколково».

По данным ФНС, на 1 августа 2016 года в Петербурге зарегистрировано 9,1 тыс. акционерных обществ, из них 8,2 тыс. закрытых.

Квоты и параметры

Согласно российскому законодательству, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у МСП в объеме не менее чем 15%. Поскольку акционерные общества не попали в реестр малого бизнеса, они не могут участвовать в этих аукционах, а оставшиеся доступными крупные заказы им не потянуть.

Иван Мархай, генеральный директор АО «Балама», занимающегося продажей средств индивидуальной и коллективной защиты, надеялся остаться в Едином реестре субъектов МСП. Он утверждает, что сложившаяся ситуация является дискриминацией по виду собственности. По прогнозам предпринимателя, малые акционерные общества, работающие с госзаказом, могут потерять от 50 до 70% выручки.

По закону отнесение юридических лиц к субъектам МСП происходит на основе экономических критериев, а не формы собственности. Во–первых, учитывается число работников предприятия: для средних предприятий — от 101 до 250 человек, для малых — до 100 человек и для микропредприятий — до 15 человек. Во–вторых, предельные значения дохода за год должны равняться 2 млрд рублей — для средних, 800 млн рублей — для малых и 120 млн рублей в год — для микробизнеса. Но при внесении компаний в реестр малого бизнеса АО не добавили как раз из–за того, что состав их участников невозможно определить оперативно.

Советы экспертов

Сергей Осутин, председатель совета директоров консалтинговой группы «О. С. В», считает, что продолжать деятельность предприятия могут в качестве ООО, пройдя перерегистрацию, и в этом нет особой проблемы, большинство компаний малого бизнеса имеют форму ООО.

Владимир Мечтаев, генеральный директор юридической фирмы «Адвокат ФРЕММ», говорит о том, что какого–то особого преимущества для бизнеса в форме АО нет, новые компании предпочитают регистрироваться как ООО. «АО остались только те компании, которые давно на рынке, — подчеркивает юрист. — Реестры АО ведут специальные организации, эта информация не находится в открытом доступе. Поэтому, если какое–то АО хочет попасть в Единый реестр МСП, оно может самостоятельно предоставлять данные о составе учредителей и уставном капитале. АО для акционеров хорошо лишь тем, что обязано показывать список своих участников только по запросу, например, налоговой, правоохранительных органов, при открытии счета в банке, по запросу самих акционеров».

Сведения из реестра акционеров, где фиксируется размер уставного капитала, количество и номинальная стоимость всех акций, могли бы служить доказательством того, что в составе общества нет крупных предприятий, а все доли распределены в соответствии с законом, считают эксперты.

http://www.dp.ru/a/2016/09/07/AO_lishili_goszakupok/

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

Государственный реестр малого и среднего предпринимательства (МСП) будет расширен: через год в него войдут предприятия, созданные в форме акционерных обществ. Вместе со статусом МСП акционерные общества смогут получить все положенные льготы и поддержку от государства.

Госдума уже одобрила соответствующую поправку, автором которой стал председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков. Для соответствия статусу МСП акционерное общество должно будет отвечать критериям по обороту (120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий) и количеству работников (до 15 человек для микропредприятий, до 100 для малых и до 250 для средних предприятий).

Как уточняется в тексте поправки, малыми и средними не будут признаны те акционерные общества, в капитале которых федеральным, региональным и муниципальным властям (а также общественным, религиозным организациям и фондам, кроме инвестиционных) принадлежит более 25%, иностранным и крупным российским компаниям — более 49%.

Принимая эту инициативу, депутаты исправляют свое раннее решение: в декабре 2015 года АО были лишены права на статус субъектов МСП, а следовательно, и всех соответствующих льгот. По словам Аксакова, Федеральная налоговая служба (ФНС) не была уверена, что получится идентифицировать АО как субъекты МСП. Было трудно определить, является ли АО малым, средним или крупным, кроме того, не было ясно, как оценить состав учредителей.

Правительство не считало, что лишение АО статуса принесет проблемы, поскольку большая часть российских малых и средних предприятий создается в форме ООО. Однако пострадавших АО оказалось в итоге более 70 тысяч, депутаты получили много обращений от бизнеса. Возвращение акционерным обществам права претендовать на статус МСП поддерживают ФНС, правительство и Государственно-правовое управление президента, а также корпорация МСП. Инициатива вступит в силу, предположительно, с 1 июля 2017 года.

http://smi.kodeks.ru/small-business/all/akcionernye-obschestva-budut-priznany-malymi-predpriyatiyami

Регистраторы борются за своих клиентов

Регистраторы выступили в защиту своих клиентов — акционерных обществ, подпадающих под категорию малых и средних предприятий (МСП). Чтобы они могли попасть в реестр ФНС и тем самым претендовать на господдержку, регистраторы должны предоставить данные об акционерах до 5 июля. Однако с ожидаемым переносом годовых собраний в условиях эпидемии коронавируса сроки подачи данных могут быть нарушены. В результате МСП могут не пережить кризиса, а регистраторы — лишиться части бизнеса.

Компании-регистраторы, ведущие реестры акционерных обществ, обеспокоены ситуацией, сложившейся в результате принятия закона, разрешающего АО переносить в этом году сроки проведения годовых собраний до 30 сентября. Он принят в начале апреля из-за эпидемии. В результате списки лиц, имеющих право участвовать в годовом собрании, могут быть составлены после 5 июля.

В таком случае регистраторы не смогут подать в ФНС корректную информацию об акционерных обществах, подпадающих под категорию малых и средних предприятий (МСП). А значит, эти предприятия могут быть исключены из реестра ФНС или же не попадут в него и тем самым лишатся господдержки.

Регистраторы уже запросили ФНС и Минэкономики по данному вопросу, в частности, это сделали «Региональный независимый регистратор» (РНР) и «ВТБ Регистратор». По словам Константина Петрова, «ВТБ Регистратор» обратился к регуляторам с вопросами о возможном перенесении или продлении срока предоставления информации. Как сообщила “Ъ” председатель совета директоров РНР Ольга Сопова, пока разъясняющего ответа получено не было, ФНС перенаправила запрос в Минэкономики. Представитель Минэкономики переадресовал запрос “Ъ” к ФНС. Представитель ФНС сообщил “Ъ”, что служба ведет реестр, а функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе среднего и малого бизнеса, осуществляет Минэкономики, к которому, соответственно, и следует обращаться.

Руководитель Центра правовой поддержки бизнеса московского филиала «Деловой России» Алексей Мишин подтверждает, что ФНС ведет реестр технически, на основании регистрационных данных.

Гендиректор регистратора «Статус» Людмила Миронова сообщила, что регистраторское сообщество через СРО «Национальная финансовая ассоциация» (НФА) готовит письмо в Минэкономики. По ее словам, ситуация нетипичная, законы меняются и принимаются в экстренном порядке и сложных условиях, но коллизию необходимо срочно исправить, «чтобы предприятия МСП не лишились господдержки в сложных условиях». Президент НФА Василий Заблоцкий подтвердил подготовку письма. По его словам, вопрос имеет первостепенное значение, поскольку в настоящее время реализуются меры по господдержке малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшего от распространения коронавируса.

64,6 тыс. акционерных обществ

было зарегистрировано по состоянию на 1 апреля 2020 года

На сегодняшний день малый и средний бизнес, пострадавший от эпидемии, может получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. По словам главы совета директоров «Нового регистратора» Игоря Полякова, «хочется, чтобы регуляторы синхронизировались в этом, не в ущерб, а в плюс». По его словам, среди акционерных обществ на обслуживании регистратора около 80% составляют МСП, в целом по рынку их доля однозначно больше половины. С учетом того, что на 1 апреля 2020 года, согласно данным ФНС, было зарегистрировано 64,6 тыс. АО, на МСП придется более 30 тыс. компаний. В результате, попав в реестр ФНС, малые предприятия имеют высокие шансы сохранить бизнес, а значит, поддержат и бизнес регистраторов, продолжая в них обслуживаться, отмечают эксперты.

http://www.kommersant.ru/doc/4323787

Литература

  1. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  2. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
  4. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
  5. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях